Доказательство сплетни

Летом 2008 года на презентации iPhone 2.0 была представлена новая функция — возможность сделать снимок экрана с помощью комбинации кнопок включения и Home. Тогда никто не предполагал, сколько отношений и репутаций уничтожит это сочетание клавиш. Спустя десять лет переписка в мессенджере, опечатка, чужой пост, комментарий, инстаграм-сториз, профили в Tinder — это лишь малая часть поводов на автомате сделать снимок экрана, чтобы затем отправить его в качестве сообщения или опубликовать в ленте.

Сегодня скриншоты стали самостоятельным языком — точно так же, как эмодзи или стикеры в Telegram. Они способны работать сами по себе, без дополнительного комментария. Скриншоты расширяют глоссарий эмоций в переписке, расставляют акценты. В России скриншоты — неотъемлемая часть более-менее всех заметных телеграм-каналов. Они одновременно выступают инфоповодом и комментарием к нему, доказательством собственной правоты и заблуждений оппонента. Но главная причина небывалой популярности скриншотов в другом: они идеально подходят для сплетен. Скриншот может сделать любой. И это приучило сплетничать даже тех, кто раньше не был в этом замечен.

Скриншоты плотно вошли в нашу жизнь, в том числе в связи с дискурсом «новой чувствительности». Выросла ценность личных границ, а вместе с ними — индивидуальных настроек приватности. Чувства теперь — главный ресурс, и его необходимо беречь, поэтому в вашем информационном пузыре больше нет чужих, только похожие: кто в любом споре встанет на вашу сторону, поддержит комментарием и лайком. Все остальные, как правило, давно отправлены в бан или расфренжены. Однако, несмотря на меры предосторожности, споры никуда не исчезли. Они были и остаются главной силой практически любой социальной сети. И тут скриншоты пришлись как нельзя кстати. Они — отправная точка для любого провокационного статуса и лишний повод сплотиться для тех, кто не хочет видеть мнения, отличные от своего собственного.

Главный объект охоты для любителя скриншотов — импульсивные публикации, эмоциональные посты. Как отмечает исследовательница цифровой культуры из Корнеллского университета Брук Эрин Даффи, сегодня многие работодатели, в первую очередь, изучают соцсети потенциальных кандидатов, а не их резюме. Карьера теперь — это все то, что происходит с вами в соцсетях. В нынешних условиях рынка труда начальникам важно понимать, как новый сотрудник повлияет на атмосферу в компании и не станет ли писать после увольнения ядовитые посты о бывших коллегах.

Но если скриншот неуместного поста грозит обывателю неприемом на работу или выговорами от начальства и косыми взглядами коллег, то в случае публичных персон последствия могут быть куда более масштабными. Раньше знаменитости попадали в прицел папарацци от случая к случаю, теперь же они круглосуточно находятся в зоне потенциального риска.

Первыми взрывной потенциал скриншотов распознали медиа, особенно специализирующиеся на персонажах светской хроники и сплетнях вокруг них. Сегодня существует множество медиапроектов, где основная часть контента — скриншоты с промахами знаменитостей, нежелательные подробности личной жизни, мелькнувшие в сториз. Самые известные проекты такого рода в США — Diet Prada о мире моды и его аналог в мире косметики Estée Laundry, в России — телеграм-канал «Антиглянец».

Так было в случае со скандалом, вызванным рекламой Dolce & Gabbana в Китае, которую сочли расистской. Ситуация усугубилась, когда в сеть попали скриншоты оскорбительных высказываний в адрес Китая и китайцев, якобы сделанных Стефано Габбаной в одной из своих переписок. После этого рейтинг Dolce & Gabbana в Китае упал до исторического минимума, а марке был объявлен всеобщий бойкот. Пресс-служба бренда тут же заявила, что ничего подобного Габбана не говорил, а инстаграм-аккаунты Dolce & Gabbana были взломаны.

В отдельных случаях срок давности скриншота не играет особой роли, обвинения могут носить и ретроспективный характер. В отличие от твита или фотографии, скриншот вечен. Так, например, режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн был уволен из-за нескольких оскорбительных твитов десятилетней давности.

Евгений Баженов (больше известный пользователям YouTube как BadComedian) в своем видео по итогам скандала с компанией Kinodanz, обвинившей блогера в нарушении авторских прав, использовал все те же скриншоты. Как только стало известно об иске со стороны Kinodanz, с Баженовым связалась Ксения Собчак и предложила провести публичное обсуждение ситуации, но утаила, что переговоры должны были пройти в рамках ее шоу «Осторожно, Собчак». Блогер отказался. С помощью скриншотов переписки Баженов показал, что Собчак опубликовала запись их разговора без его разрешения, чтобы представить все в выгодном для себя свете.

Здесь скриншот уничтожает единоличное право на интерпретацию событий. Привилегия публичных людей демонстрировать только нужные для себя стороны конфликта была утрачена в тот момент, когда появилась возможность восстановить всю картину по скриншотам переписки.

Скриншот был отправной точкой в двух недавних скандалах российского Facebook: Григорий Пророков и его «вэнити серч для фидбека» и Белла Рапопорт с требованием «какого-нибудь набора косметики» от Lush. Любопытно, что в обоих случаях в качестве оппонента выступал не живой человек, а только его реплики, зафиксированные в скриншотах. Оказалось, что для полноценного скандала вторая сторона и ее мнение уже не так важны, их вполне заменяет пара снимков экрана

С растущей тенденцией фиксировать мимолетные вещи и рассылать их всем подряд одно время боролся Snapchat, где сообщение уничтожалось сразу после доставки. Даже Instagram выступал против скриншотов сториз, уведомляя пользователя всякий раз, когда некто делал снимок экрана. В итоге битва была проиграна. Сегодня сториз, в свое время перехватившие функцию исчезающих сообщений у Snapchat, — едва ли не главный источник для скриншотов.

Наказание за необдуманные посты, истории того, как сотрудники теряют работу после неудачного комментария или твита, шпионаж за поведением и речью селебритиз приводят к желанию вести параллельную жизнь в обход круглосуточного мониторинга общественности и начальства. Потребность уйти от навязчивого внимания отразилась в феномене Finstas — фальшивых аккаунтов в Instagram, где молодые люди выкладывают фото и посты только для близких друзей. Finstas — полная противоположность идеальной картинке в Instagram. Их цель даже не в том, чтобы делиться рискованными изображениями, а в возможности постить то, что не совпадает с тщательно выстроенным личным брендом в основных аккаунтах. Спонтанные, выхваченные из потока повседневности наблюдения, неудачные фотографии, двусмысленные шутки «для своих». «Свои» — это те, кто не сделает скриншот.

Скриншоты — это идеальная иллюстрация современных медиа с их подозрительностью, жаждой хайпа и при этом нежеланием нести ответственность за провокации (на которых держится практически любой хайп). Одни поглощены маниакальным желанием уличать и фиксировать, другие — желанием уйти от пристального взгляда, лишенного всякого сочувствия.

Так или иначе, пользователи социальных сетей движутся по пути Finstas: к сокрытию своих чувств от посторонних и более изощренным настройкам конфиденциальности. Недавно Instagram добавил новую функцию публикации сториз — для близких друзей, WhatsApp этой весной выпустил обновление, запрещающее делать скриншоты в приватных чатах, а Telegram ввел возможность удалять свои и чужие сообщения в переписке. Потому что теперь главный вопрос перед публикацией «резонансного» поста — не «готов ли я встретить критику?», а «готов ли я к тому, что меня пустят на скриншоты?»

Источник: colta.ru

Написать ответ